Предисловие
Военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке стабильна в своей взрывоопасности настолько, насколько предсказуемым является время, место и масштаб эскалации каких-либо из многочисленных конфликтов региона, то затухающих и тлеющих, то разгорающихся с новой силой в полномасштабный пожар войны.
Арабо-израильский конфликт (в широком смысле) – один из таких узлов противоречий – многоуровневый и многосторонний по своей сути. Вероятность его разрешения в обозримой перспективе не прослеживается даже самыми большими оптимистами от аналитики.
Вот и в начале 2019 года сообщения об обнаружении подземных туннелей «Хезболлы» на юге Ливана перемежаются с очередным обострением в секторе Газа или на Голанских высотах, приковывая внимание политиков, военных, экспертов и журналистов. Очевидно, что с той или иной степенью интенсивности и в разных масштабах стороны продолжают готовиться к боевым действиям, прощупывая время от времени оборону друг друга.
При этом как бы ни происходила эскалация и каким бы ни был возможный сценарий ведения боевых действий (БД) на одном из театров военных действий (ТВД), можно с уверенностью утверждать, что противоборство многотысячных реактивных ракет и пусковых установок арабов и систем ПРО израильтян в очередной раз станет одной из отличительных характеристик военного конфликта. В связи с этим представляется актуальным и целесообразным подробнее осветить эффективность ключевого элемента израильской системы ПРО «железный купол» – применительно к тем угрозам, которым он призван противостоять.
Приведённая ниже работа была подготовлена мною в июне 2018 года для одного пророссийского англоязычного аналитического агентства и ранее на русском языке не публиковалась.
Предпосылки создания системы «Железный купол»
С момента своего создания государство Израиль развивается в трудных военно-политических условиях. Это определяет операционную среду, в которой вынуждена действовать Армия обороны Израиля и, как следствие, основные направления развития его вооруженных сил в целом, а также отдельных видов и образцов вооружений, в частности.
Среди ключевых объективных и неизменных факторов следует выделить:
– Географическое положение Израиля, страна вытянута с севера на юг (470 км), а максимальная ширина с запада на восток составляет 135 км;
– Враждебное окружение (неурегулированные территориальные споры с соседями и палестинская проблема);
– Близкое расположение критически важной инфраструктуры и крупных городов к границе.
При этом угроза применения противником ракетных систем на протяжении длительного периода времени не являлась приоритетной при осуществлении Израилем военного планирования, а потому создание развитой системы противоракетной обороны (ПРО) не находилось в числе первостепенных задач.
Ситуация изменилась после войны в Персидском заливе 1991 года, когда Ирак нанес удары по израильским городам с использованием модернизированных советских баллистических ракет «Р-17» (по классификации НАТО – SS-1b и Scud-B). Тогда для отражения ударов со стороны Ирака использовались американские системы ПРО Patriot PAC-2, которые, однако показали свою неэффективность.1 В результате было принято решение форсировать развитие совместно с США противоракетного комплекса Arrow и Arrow-2, который впервые был развернут в марте 2000 года.2
Система ПРО Arrow-2 была направлена на отражение атак с применением тактических и оперативно-тактических ракет с дальностью пуска до 3000 км. Вместе с тем ливанская «Хезболла» и палестинский «ХАМАС» все более активно использовали тактику применения реактивной артиллерии и ракет ближнего радиуса действия. Опыт Второй Ливанской войны 2006 года выявил уязвимость Израиля против данного типа вооружений.
Во время данного конфликта отряды «Хезболлы» использовали широкую номенклатуру реактивных ракет (122-мм, 107-мм, 220-мм, 302-мм) советского, китайского, сирийского и иранского происхождения c радиусом действия от 6 до 210 км.3 Например, 240-мм ракеты Fajr-3 (Иран), Zelzal-2, Nazeat и др. В результате, с 13 июля по 13 августа 2006 года по территории Израиля было выпущено 4228 ракет, погибли 53 израильтянина из числа гражданского населения, 250 человек было ранено, около 2000 человек получили лёгкие травмы, был нанесен существенный ущерб инфраструктуре и жилищному фонду.4
По итогам данного военного конфликта военно-политическое руководство Израиля приняло решение о необходимости создания тактической системы ПРО. В феврале 2007 года было принято решение о развитии системы «Железный купол», разработкой которой
на тот момент уже занимался израильский концерн Rafael Advanced Defence Systems. C 2011 года началось развертывание системы на территории Израиля.
Цели, задачи и характеристики системы «Железный купол»
Согласно данным израильского концерна Rafael Advanced Defence Systems, ПРО «Железный купол» представляет собой комплекс двойного назначения: систему перехвата ракет, артиллерийских снарядов и миномётных боеприпасов противника (англ. – counter rocket, artillery and mortar – C-RAM), а также зенитно-ракетный комплекс очень малой дальности (Very Short Range Air Defense).5
Основной целью системы «Железный купол», согласно брошюре компании-разработчика,6 является защита гражданского населения в городах, стратегически важных объектов и инфраструктуры, а также снижение уровня сопутствующего ущерба. Может также использоваться для обеспечения защиты войск на марше и кораблей. Система способна выполнять поставленные задачи в любое время суток (день/ночь), в любых погодных и климатических условиях.
Задачи
Система предназначена для быстрого обнаружения, распознавания и перехвата ассиметричных средств, таких как:
– реактивные ракеты малой дальности (от 4 до 70 км);
– миномётные боеприпасы;
– артиллерийские снаряды;
Кроме того, при использовании в качестве ЗРК «Железный купол» способен поражать авиационную технику: самолеты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), высокоточные управляемые боеприпасы.
Система ПРО «Железный купол» включает в себя следующие компоненты:
– Многоцелевая радиолокационная станция (РЛС) EL/M-2084 установленная на автомобильной базе;
– Система (центр) управления огнём (СУО);
– 3 буксируемые автомобилями пусковые установки (ПУ) с 20 ракетами-перехватчиками Tamir на каждой.
Система способна обеспечить защиту территории площадью до 150 км2.
Характеристики ракеты Tamir:
– Длина – 3 м;
– Диаметр – 16 см;
– Масса – 90 кг;
– Масса боевой части – 11 кг;
– Высота перехвата – 10000 м;
– Скорость max – 2,2 маха (700 м/сек);7
– Высокоточная головка самонаведения под коническим обтекателем из олова (для защиты от высокой температуры в полете);
– Сброс обтекателя происходит за несколько секунд до перехвата цели и неконтактной боевой частью.8
В ноябре 2017 года завершились испытания морской версии системы «Железный купол».9 Планируется, что она будет размещаться на корветах типа Sa’ar-5 и предназначена для защиты буровых платформ и прибрежных территорий от воздушных нападений.
Технической особенностью системы является способность распознавания приоритетных целей и поражения только тех объектов, которые представляют угрозу для защищаемых объектов. Эта возможность достигается за счёт высокотехнологичной СУО, интегрированной с РЛС EL/M 2084.
В случае прогнозируемого падения ракеты в необитаемых районах, команда на перехват не выдается. Это сделано в целях экономии за счёт снижения затрат на функционирование системы, поскольку поражение каждой цели обходится в несколько десятков тысяч долларов.
Уничтожение цели осуществляется при помощи ракет-перехватчиков Tamir, которые детонируют при достижении объекта поражения в непосредственной близости от него. При этом поражение осуществляется в высшей точке траектории полёта цели, что сделано для уменьшения заражения в случае оснащения атакующих средств боеголовкой с химическим или биологическим оружием.
Стоимость разработки и эксплуатации
С 2011 года активное участие в финансировании разработки, производства и обслуживания системы «Железный купол» принимают США. Общая стоимость программы составляет, по разным оценкам, примерно 4,5 млрд $.10 Вклад США с 2011 по 2018 год составил свыше 1,5 млрд $. При этом финансирование со стороны Вашингтона продолжается. Так, в 2018 году на программу софинансирования развития комплекса со стороны американского бюджета заложено 92 млн $.11
Основными мотивами для участия США в данном проекте являются: необходимость поддержки развития систем ПРО главного союзника на Ближнем Востоке, каковым является Израиль; создание базы для дальнейшего развития собственных перспективных систем ПРО. Главным партнёром при участии в программе с американской стороны является корпорация Raytheon. При этом до 55% производства компонентной базы, которое
финансируется со стороны США, приходится на американских подрядчиков – прежде всего на компанию Raytheon.12
Стоимость каждой батареи «Железного купола» (РЛС, СУО, 3 ПУ) составляет, по разным оценкам, около 50 млн $. Оценки стоимости одной ракеты Tamir варьируется от 20 тыс. $ до 100 тыс. $.13 При этом точную стоимость эксплуатации оценить достаточно сложно.
Экспорт
По состоянию на сегодняшний день, «Железный купол» поставляется на вооружение в Канаду, Азербайджан, Индию и некоторые другие государства. В ближайшее время израильская ПРО будет поставлена в Чехию. Общий объём продаж, по последним данным составил 2 млрд $.14 Израиль неоднократно заявлял о намерении экспортировать «Железный купол» в другие страны. Среди заинтересованных государств в разное время назывались Южная Корея, Сингапур, Саудовская Аравия. США, которые занимаются софинансированием проекта также выражали интерес к покупке израильских комплексов для защиты собственных баз в Ираке и Афганистане.15
Оценка эффективности системы «Железный купол»
Эффективность использования системы «Железный купол» является предметом дискуссий с экспертной среде. Компания-разработчик Rafael Advanced Defence Systems позиционирует комплекс как крайне эффективный. Данные оценки поддерживаются Министерством обороны Израиля.
Имеющиеся оценки строятся, главным образом, вокруг сравнения опыта ведения Второй Ливанской войны c двумя операциями АОИ в Газе: «Облачный столп» (2012) «Несокрушимая скала» (2014).
По результатам указанных операций АОИ заявила о бесспорной эффективности системы «Железный купол», предоставив следующие данные:
Облачный столп | Несокрушимая скала | |
Ракет выпущено | 1501 | 4500 |
Перехвачено ракет | 421 | 692 |
Ракеты упали в безлюдных территориях |
875 | Нет данных |
Ракеты упали в населённой зоне |
58 | Нет данных |
Эффективность перехвата,% |
84% | 90% |
Погибло гражданских | 6 | 2 |
Ранено гражданских | 240 | Нет данных |
Стоимость обслуживания «Железного купола» |
30 млн $ |
Нет данных |
То есть, согласно данным АОИ, за 8 дней операции «Облачный столп» со стороны ХАМАС по Израилю было выпущено 1506 ракет, 421 из которых была успешно перехвачена при помощи системы «Железный купол». 875 ракет упали в пустынной и нежилой местности, 58 – в населённой зоне. 6 человек из числа гражданского населения погибли, 240 были ранены. При этом АОИ заявила, что эффективность ПРО составила 84%.
Вместе с тем представленные данные вызвали сомнения у израильских и американских экспертов. Во-первых, принимая во внимание сведения АОИ о количестве запущенных и перехваченных ракет в абсолютных цифрах, эффективность ПРО должна была составить примерно 87,9% (421 + 58=479=100%; 421/479*100=87,9%).
Во-вторых, согласно данным Полиции Израиля в южном округе, количество упавших в районах жилой застройки ракет составило 109 единиц против 58, указанных в отчётах АОИ.18 Кроме того, отсутствуют подробные данные о причинах падения большей части выпущенных по территории Израиля ракет. Очевидно, что связано это с низким качеством и уровнем точности самих используемых палестинцами средств нападения. Стоимость обслуживания системы «Железный купол» (включая стоимость ракет Tamir) составила от 25 до 30 млн $.
Во время операции «Несокрушимая скала», по официальным данным АОИ, палестинцами по территории Израиля за 50 дней были выпущены 4500 ракет, 692 ракеты были перехвачены. При этом более точные сведения отсутствуют, а потому указанная оценка эффективности (90%) также вызывает сомнения в силу отсутствия прозрачности данных, на основе которых она даётся.
Очевидно, что стоимость перехвата одной ракеты практически не окупается. Цена запускаемых ХАМАСом и Хезболлой ракет варьируется от 300 $ за ракеты типа Град (Katyusha rockets)19 до 800 $ за ракеты типа Qassam.20 Вместе с тем при оценке экономического эффекта от действия системы «Железный купол» АОИ предлагается исходить из требований по страховым выплатам за повреждённое имущество. Так, сравнение данных по трём упомянутым выше операциям приводит экспертов к заключению, что соотношение ракета противника-нанесённый ущерб снижалось: 29.500 $ в 2006 году, 9000 $ в 2012 году, 5100 $ в 2014 году.21
При этом некоторые американские эксперты, сомневаются в объективности официальных израильских данных в принципе и считают, что в реальности эта цифра может составлять около 5%.22 По мнению эксперта университета Брока Майкла Армстронга, снижение количества жертв от одной ракеты в сравнении с Второй Ливанской войной стоит связывать не столько с эффективностью системы ПРО, сколько с комплексной программой совершенствования бомбоубежищ, а также системы оповещения.23
Кроме того, корректность сравнения операций в Газе со Второй Ливанской войной также вызывает сомнения. Одной из причин является диспропорция в плотности населения
на севере и юге Израиля.24 Стоит отметить, что достоверным оценкам мешает отсутствие достаточного количества точных данных, многие из которых по-прежнему засекречены.
Варианты преодоления системы
В настоящее время Израиль продолжает закупки системы «Железный купол». Вместе с тем, очевидно, что Хезболла, ХАМАС, а также их союзники будут стремиться к улучшению собственных атакующих средств для повышения эффективности преодоления израильской системы. Основное развитие будет происходить по двум направлениям: тактическому и техническому.
С технической точки зрения, атакующая сторона будет стремится повысить точность средств поражения. В случае использования управляемых артиллерийских снарядов эффективность ПРО «Железный купол» будет значительно ниже. По мнению командующего воздушной обороной Израиля Цвика Хаймовича, Хезболла и ХАМАС будут иметь возможности наносить удары по стране с использованием крылатых ракет.25 Даже в случае перехвата модернизированных атакующих средств, это будет иметь свой эффект, увеличив общие издержки Израиля на обеспечение собственной противовоздушной обороны, поскольку потребуется большее число ракет-перехватчиков.
С точки зрения тактики, очевидным решением является размещение атакующих средств в непосредственной близости к атакуемым объектам, учитывая, что минимальная эффективная дальность ПРО «Железный купол» составляет 4 км. При этом уже сегодня Хезболла при помощи имеющихся у неё атакующих систем способна поражать до 75% территории Израиля.26
Возможности одновременного перехвата нескольких целей системой «Железный купол» ограничены. В связи с этим противники Израиля будут стремится нарастить плотность ведения огня по территории страны за единицу времени. Именно наращивание количества дешёвых является наиболее вероятным для израильских противников решением. Так, согласно имеющимся сведениям, Хезболла уже увеличила арсенал ракет по сравнению с 2006 годом в несколько раз – более чем до 100 тыс. единиц.27
При этом сочетание использования неуправляемых и управляемых ракет позволит значительно повысить эффективность преодоления ПРО. Кроме того, в случае одновременного противостояния нескольким противникам на разных направлениях эффективность действия ПРО также будет снижаться, что может использоваться атакующими сторонами.
Согласно данным из открытых источников, система «Железный купол» достаточно чувствительна и зачастую реагирует на ложные цели, например, пулемётные очереди.28
Очевидным тактико-техническим решением со стороны атакующих сил является целенаправленное использование данной уязвимости.
Кроме того, важное значение имеет информационно-психологическая составляющая. Так, специалисты RAND Corporation справедливо отмечают, что снижение жертв среди израильского гражданского населения вызывает негативный медиаэффект на фоне жертв среди палестинцев или ливанских граждан.29 При этом бойцы ХАМАС и Хезболла целенаправленно размещают пусковые установки в жилых кварталах, тем самым вызывая увеличение количества жертв среди собственного населения.
Перспективы развития системы «Железный купол»
Развитие системы «Железный купол» будет происходить по пути модернизации с учётом имеющихся недостатков и прогноза развития атакующих средств вероятного противника. Прежде всего, продолжится системы управления огнём и РЛС, входящих в комплекс. С одной стороны, будут улучшаться возможности системы по обнаружению осуществляющихся пусков и прогнозирования траектории полёта ракет и снарядов. С другой стороны, очевидной необходимостью является модернизация системы распознавания целей, поскольку существуют прецедента реагирования комплексов на ложные цели, о чём было сказано выше.
Кроме того, продолжится развитие системы «Железный луч» (Iron Beam), которая рассчитана на уничтожение ракет и боеприпасов сверхмалого радиуса действия.30
Возможности совершенствования тактики применения систем ПРО Израилем ограничены и будут связаны с координированием действий, совершенствованием системы в целом. Большую роль будет играть разведка.
Выводы
Таким образом, в перспективе до трёх лет продолжится совершенствование как атакующих систем со стороны противников Израиля, так и израильской системы ПРО. Основные направления развития будут связаны с технической модернизацией имеющихся систем, увеличением их количества и качества, разработкой новых вооружений, а также с совершенствованием тактики их использования.
При этом Хезболла и ХАМАС в большей степени сосредоточатся на изменении тактики использования имеющихся ракет в сочетании с увеличением их точности и расширением номенклатуры использующихся вооружений. Использование в единовременном залпе дешевых ракет в сочетании с модернизированными образцами повышенной точности в перспективе будет всё чаще использоваться бойцами Хезболлы и Хамас.
В свою очередь Израиль при поддержке США продолжит технологическое совершенствование комплекса «Железный купол», а также системы «Железный луч». Однако учитывая увеличившийся арсенал противников Тель-Авива особую роль будут играть силы разведки и спецназа, основной задачей которых будет выявление и уничтожение пунктов базирования огневых точек на ранних стадиях конфликта.
В тоже время Израиль будет вынужден уделять внимание развитию традиционных систем гражданской обороны и оповещения населения, поскольку в случае массированных
обстрелов приоритет использования «Железного купола» может сместиться в сторону защиты военных объектов и критически важной инфраструктуры.
Важную роль также будет играть разведка и дипломатические инструменты с целью недопущения скоординированного нападения нескольких противников одновременно. В противном случае АОИ в целом и система ПРО, в частности, столкнётся с серьёзной военной опасностью.
Эффективность использования данной системы ПРО в предстоящих военных конфликтах между Израилем и его противниками окажет влияние на экспортный потенциал указанных средств ПРО.